За этот год на наших полках побывало много замечательных фотокниг — мы вместе с вами их изучали, восхищались оригинальностью, вдохновлялись смелыми задумками. Куратор отдела фотографии Дима Ширшов решил собрать вместе все хиты, полюбившиеся нам больше всего, и рассказать об альбомах, объединив их по общности формы и замысла. Деление это, конечно, абстрактное и субъективное, но тем и веселее: смыслы пересекаются, а в их пересечениях — пространство для свободной мысли.
Упражнение во внимательности (фотография там, где ничего нет)
Одна из последних книг издательства Aperture — Overpass американской фотохудожницы и исследовательницы Сэм Контис. В Overpass Сэм бродит по английским полям и фотографирует дорожки, тропинки, заборчики, воротца — всё, чем люди пытаются отгородиться друг от друга и с помощью чего потом эти границы преодолевают. Медленная чёрно-белая фотография, уводящая смотрящего в историографию пейзажа, к вопросам властвования природой и социальной отчуждённости.
A Land With No Name Сергея Костромина и издательства SOYAPRESS — тоже пейзаж, но только не конкретной точки на карте: как пишет сам автор, она не о внешних, а скорее о внутренних ландшафтах. Альбом состоит из отрывочных наблюдений за незаметными предметами, безлюдными пространствами. Своим кротким отношением Сергей близок Грегори Холперну или Ринко Каваючи: сонные, в нежных цветах, эти снимки, больше формальные, нежели содержательные, складываются по парам в короткие фразы о тихих моментах и ясности от ощущения пространства вокруг.
Время и место (фотографии эпох и территорий)
Steel Town, одно из немногих журналистских исследований Стивена Шора в книжном формате, — это рассказ о рабочих, профсоюзах и маленьких городках, теряющих всё на фоне индустриального упадка Ржавого Пояса Америки в конце 1970-х. Альбом сильно перекликается с его Uncommon Places, но всё равно не характерен для Шора по содержанию: фотография на крупный формат 4:5, привычно формальная, но в этот раз насквозь социальная и напоминающая скорее Чонси Хэйра с его критикой эксплуатации на рабочем месте. Шору на удивление хорошо удаётся не быть похожим на самого себя даже в ретроспекции, а издательству MACK books — быть примером для издателей фотокниг.
Замечательная книга «Аркадия» Анастасии Цайдер делает шаг дальше: промышленность уходит на периферию, и теперь над человеком начинает властвовать природа. Спальные районы охвачены зарослями — картинка утопичная и сказочная. Фотографии здорово сочетают урбанистическое исследование и мифотворчество, а география их схлопывается из десятка городов в один — небывалый, но всё равно до боли знакомый.
Troubled Land Пола Грэма — с головой в политическую историю места. Эта работа (об Ирландии 1980-х и сопутствующих контекстах) очень умело избегает изображений открытого общественного противостояния: на карточках — пасторали и городки, в которых лишь иногда проскакивают намёки на социальные распри. Этим Грэм призывает зрителя остановиться и обострить инстинкты. Сфокусироваться, присмотреться и не перелистывать бездумно.
Картинки и буквы (о текстах с фотографиями и текстах о фотографии)
Важный и неожиданный сборник Object Lesson издательства Aperture — посвящение фотографу и печатнику Ричарду Бэнсону, успевшему поработать с цветом американского фотоавангарда — от Ли Фридландера до Ирвина Пенна. В книге собраны интервью с многочисленными учениками и друзьями Ричарда, среди которых Дауд Бей, Андрея Модика, Джеймс Веллинг, Марк Стайнметц, Тод Пападжордж. Отличное чтиво о человеке, приложившем руку к бесконечной череде шедевров.
Сборник издательства нью-йоркского Музея современного искусства A Reader Вольфганга Тильманса представляет собой текстовый коллаж из эссе, статей и интервью фотографа: тут и активизм, и наука, и музыка, и социальные сети... В центре калейдоскопа — размышления об изображениях, чужих и собственных.
«Счастливый человек» Джона Бёрджера и Жана Мора наглядно демонстрирует, как текст взаимодействует с фотографией в классическом послевоенном репортаже. Бёрджер-писатель и Мор-фотограф прожили со своим героем, деревенским врачом Джоном Сассоллом, несколько недель, а затем месяц работали порознь. В результате получилась тавтология: текст казался подписями под фотографиями, и книга требовала полной переработки. Финальная версия «Счастливого человека» — уже не сборник подписей и иллюстраций, а полноценный диалог между письмом и изображением. Документальная работа, которая оставляет достаточно пространства вокруг правды ситуации — для личного философствования и воображения.
Дружба физики и лирики (о столкновении прозы, техники и визуальной поэзии)
Niagara — романтичная бульварщина о новобрачных, слезах и разбитых сердцах. Вдохновлённая Набоковым и собранная из фотографий мотелей, парочек, любовных писем, «Ниагара» стала одним из главных проектов Алека Сота, а великолепное вступительное эссе Ричарда Форда о печальных, но всё же светлых случайностях — лучший, по моему мнению, пример синергии прозы и фотографии.
California — пример того, как Джон Кьяра сам делает камеры и экспериментирует с фотопроцессами. Камеры эти обычно огромны (вот очень показательное видео на YouTube), а фотографии — сюрреалистичны: с поплывшей эмульсией, небывалыми цветами, нарушенной перспективой. Родная ему Калифорния в пейзажах Кьяры предстаёт сновидением: искажённым, фантомным, полароидным.
В Day Sleeper уже упомянутая выше Сэм Контис работает с архивом великой Доротеи Лэнг — журналистки времён Великой депрессии. Сэм пытается сформулировать для Доротеи новый образ: взамен объективности — лирика, семья, чувства. Книга вторит ощущениям послеполуденного сна и формирует более личный взгляд с помощью фотографий родственников Лэнг, её работ из портретной мастерской, поэтичных последовательностей и особого нарратива.
Сказочный альбом Саши Кулак 10 Years of Not Being Home объединяет три поколения одной семьи через совместный опыт, игру и простые формы: кадры из путешествия Саши и её мамы разрисованы красками вместе с её племянницами. Книга для тех, кто в детстве рисовал фломастерами в семейных альбомах: чтобы вы, не дай бог, не думали, будто что-то испортили.