Уже утомлены июньским солнцем? Надоело нежиться на пляже в плавках и темных очках? Хочется выйти куда-нибудь нарядными, хочется чего-то extra, не правда ли? Выход в театр на балетную классику или любимую оперу — то, что нужно! Вместе с Михайловским театром, нашими дорогими коллегами по высокому, доброму, чистому и вечному подобрали для вас книги, которые помогут поглубже погрузиться в удивительный мир театра зрителям всех возрастов.
Начнем с книг о балете. И сразу с козырей: Николай Цискаридзе и его книга «Мой театр». И сразу два тома (вот том 1, а вот том 2)! В объемной автобиографии выдающийся танцовщик рассказывает о своём непростом пути к славе и мастерству, о своём опыте хореографа, педагога и наставника молодого поколения артистов балета. К слову, взглянуть на легенду можно на сцене Михайловского театра в балете «Тщетная предосторожность».
Предположим, вы сходили на балетную постановку. Но ничего не поняли (не надо этого стесняться, со всеми из нас бывало). Зачем эти люди танцуют!? Небольшая, но очень красивая книга «Зачем люди танцуют» расскажет маленьким (и не очень) зрителям об истории танца, о том, какие танцы бывают и (разумеется) зачем и для чего вообще люди решили двигаться под музыку.
С базовыми знаниями мы, предположим, разобрались. Хочется теперь залезть в дебри (заманчивые, но не страшные). Историк балета Ирина Сироткина составила для нас двигательный гид по лесу русского авангарда: какое значение имели танец и (в широком смысле) движение для поэтов, художников, режиссеров, философов того времени? Как выразить слово движением, а движение словом? Как танцевал Маяковский? Смотрите по сторонам и не теряйтесь.
Пробравшись сквозь лес и горы, оказались мы за красочными кулисами «Жизели». Шуршат пачки, балерины стучат пуантами, вилисы летают по сцене. По этому заколдованному лесу нас проведет другой балетовед, Вадим Гаевский, с книгой «Потусторонние встречи». Приятным языком он пишет о дорогих ему вещах, о любимых постановках и близких людях.
После долгих прогулок нужно передохнуть. Послушать музыку, посмотреть красивые картинки, поболтать с семьёй о том о сём, что видели, что не видели. Вздремнуть, в конце концов. Но чтобы совсем не расслабляться, повторяем изученное вместе с музыкальной «Спящей красавицей»: нажимаем на кнопки и переслушиваем Чайковского. Просто находка для юных балетоманов и их родителей!
В Михайловский идём не только на балет, но и на оперу. Начнём с книги мемуаров Шаляпина. Добавить тут нечего — имя мировое, говорит само за себя. Но я дополню: Шаляпин был не только выдающимся басом, но и актером кино, живописцем, скульптором и (это мы уже, предположим, поняли) писателем. В спектаклях не только играл, но и ставил их, и даже художественным руководителем был. Талант!
Есть таланты, а есть поклонники. Вместе с большой поклонницей оперного искусства блошкой (да-да) Попрыгуньей мы разберем, как устроен зал и оркестр, чем отличаются опера и оперетта, какими голосами поют влюбленные, а какими злодеи. Несмотря на забавные иллюстрации и возрастной ценз 6+, в книге «Переполох в опере» есть поистине трагические завороты судьбы и суровая правда жизни: горящая оперным искусством Попрыгунья с возрастом стала вредной театралкой-зазнайкой; такое в театре сплошь и рядом...
Если всё же из-за горизонтального дождя из дома выходить не хочется, то вот решение для вас, как и искусством насладиться, и туфли не намочить: киноопера! Что это такое? Узнаем из книги «Опера и мультимедиа»! В чем разница между оперой и фильмом-оперой для зрителя? Для режиссера? При чем тут Бергман? Наливаем себе игристое (зачеркнуто) чай и садимся за штудии, а потом и за просмотр.
Напоследок – самое сладкое, самое любопытное, самое будоражащее, самое свежее! Новиночка для любителей пощекотать себе нервы: книга «Оперы и призраки»! Читаем и трепещем! Пугающие, мрачные, таинственные и трагичные сюжеты мировой оперы в рассказах музыканта и музыковеда Ляли Кандауровой и с иллюстрациями Ляли Булановой (две прекрасные тёзки — загадываем желание и просим продолжения деятельности тандема).