Место женщины в обществе всегда было острой темой, с течением времени набирающей только бо́льшую популярность. Развитие феминистского дискурса поставило под вопрос привлекательность позиции пассивной прекрасной музы, традиционно отводимой женщинам в искусстве — фокус сместился на женщин как активных деятельниц арт-мира. В этой подборке мы собрали книги, под разными углами смотрящие на место женщин в искусстве: среди картин, в музеях и на художественных просторах.
Линда Нохлин «Почему не было великих художниц?» (Ad Marginem x Masters)
Самой важной книгой для тех, кто хочет осмыслить место женщин в искусстве, является эссе «Почему не было великих художниц?». В классическом тексте Линда Нохлин объясняет, почему такая постановка вопроса проблематична, какие плачевные последствия могут быть у романтизации фигуры Художника и рассмотрения искусства через призму «гениальности» и «величия», тем самым игнорируя социологическую составляющую художественного признания. Ответ на вынесенный в название вопрос кроется не в гениальности и старательности отдельно взятых людей, а в природе существующих социальных институтов и порядков. Несмотря на то, что Нохлин настаивает на беспристрастном социологическом подходе, ее эссе весьма трогательное и все еще проливает свет на отдельно взятые судьбы и усилия, но уже в более здоровом ключе.
Купить книгу
Сьюзи Ходж «Главные женщины в истории искусства. Ключевые работы, темы, направления, достижения» (Манн, Иванов и Фербер)
А если вы хотите узнать, какие художницы все же оставили след в истории искусства, разобраться в этом поможет Сьюзи Ходж. В книге «Главные женщины в истории искусства» она информативно и лаконично рассказывает о художницах, в том числе русских и малоизвестных, через призму тем и стилей от Ренессанса до современности и на примере отдельных работ и достижений. Книга прекрасно структурирована и богата качественными иллюстрациями.
«Great Women Painters» (Phaidon)
Если же вы желаете более фундаментальную книгу, проливающую свет на женщин в искусстве, то у нас есть целый альбом, демонстрирующий работы более чем 300 художниц! В книге представлены прекрасные репродукции и емкое описание их создательниц и особенностей. Если же вам по душе не общие сборники, а частные истории, то спешим вас порадовать — в последнее время выпускается все больше биографий и автобиографий художниц!
Хотите перенестись в барочную Италию и следовать за непростой судьбой Артемизии Джентилески, находящей отражение в сюжетах и мрачном кьяроскуро ее картин — можете вчитаться в ее романизированную биографию. Автор книги, Анна Банти, пыталась отрефлексировать и собственный опыт писательницы через историю героини. Или передвинемся на два века вперед и очутимся в Париже. Можете исследовать особенности его художественного мира через круг импрессионистов и биографию Берты Моризо, описанную Доминик Бона. Или же переместимся еще на полвека и примкнем к художникам «Улья» — Пикассо, Ривера, Шагал, Модильяни, Сутин… и Мария Воробьёва-Стебельская, которая и поведала о закулисьи арт-жизни того времени в своих мемуарах. А если вам больше нравится русский авангард, проводником по нему послужат дневники, статьи и доклады Варвары Степановой, собранные в книге «Человек не может жить без чуда». И напоследок, любителям современного искусства советуем почитать автобиографию Марины Абрамович, в которой она осмысляет свой опыт «прохождения сквозь стены» и бесстрашного совладания с вызовами судьбы и мира искусства. Но женщины могут занимать не только активную позицию в художественном поле. Только сейчас благодаря феминистским усилиям мы можем выделять фигуру художницы, а традиционно женщине отводилось место натурщицы. Несмотря на то, что женщины, безусловно, могут восхищать и вдохновлять, их роль не стоит сводить до этой функции, и даже героинь картин можно рассмотреть с намного более интересной перспективы, чем просто «музы».
Дарья Мартынова «“Великий невроз” в искусстве Франции второй половины XIX века» (Алетейя)
На протяжении истории женщины ассоциировались с недостаточностью не только в физическом плане, но в психическом и даже теологическом. Иногда это достигало крайностей, например, в случае с охотой на ведьм или в период «Великого невроза» во Франции, изучению которого и посвящена книга Д. Мартыновой. Она рассматривает, как в рамках изучения невроза развилась целая иконография истеричных состояний, основанная на рисунках, слепках и фотографиях, моделями для которых были пациентки психиатрических больниц. В книге прослеживается, как эти «материалы» вышли за рамки медицинского использования и повлияли на живопись второй половины XIX века, отражаясь в творчестве Анри Тулуз-Лотрека, Огюста Родена, Гюстава Моро и многих других.
Мария Чернышева «Феминизация истории в культуре XIX века: Русское искусство и польский вектор» (Новое литературное обозрение)
Но конечно, проникновение женских фигур в искусство далеко не всегда негативно. Мария Чернышева рассматривает феминизацию исторических образов в искусстве XIX века как позитивную тенденцию, совпадающую с общим трендом на смягчение нравов и утверждение гуманистических ценностей. Она говорит о переходе от эпических полотен, исполненных героического (маскулинного) пафоса, к частным сюжетам, и даже традиционные для академизма темы изображаются в ином ключе, феминизировано. Это выражается как в увеличении популярности женских персонажей, так и в общем изображении героев человечными и «слабыми» без негативной коннотации. Конечно, ориентация романтизма на чувственность и индивидуальность и так известна, но книга раскрывает новые нюансы этого перехода, уделяя особое внимание русской и польской культуре.
Надежда Плунгян «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, “бывшая” и другие в искусстве 1917–1939 годов» (Garage)
Примерно обратный переход наблюдается в советском искусстве, что и исследует Надежда Плунгян. Несмотря на гендерную политику советского времени и стремление «уровнять полы», в искусстве происходит маскулинизация визуального нарратива. Все нюансы изображения советской женщины можно изучить в прекрасно иллюстрированной книге, которая не только исчерпывающе описывает все разнообразие иконографических типов женщины в советском искусстве, но помогает в целом лучше понять последнее.
И напоследок поговорим о еще одной неочевидной роли, которую могут занимать женщины в мире искусства. Они могут не только создавать картины или обитать в их рамах: кураторы, критики, коллекционеры — люди, имеющие вклад в признание и сохранение произведений столь же большой, сколь творцы в их воплощение.
Ольга Муромцева «Мир искусства Надежды Добычиной» (Garage)
Надежда Добычина — музейная работница и коллекционер, сыгравшая огромную роль в признании и сохранении русского искусства Серебряного века и советского времени. В книге представлена ее биография, а также фрагменты ее дневников и писем. Фигуру Добычиной делает особенно интересным то, что она застала мир русского искусства в таких разных состояниях со всеми структурными и стилистическими переходами — в периоды и импрессионизма, и раннего авангарда, и соцреализма.
«Peggy Guggenheim and Nelly van Doesburg» (nai010 publishers)
Пегги Гуггенхайм и Нелли ван Дусбург имели аналогичную роль для европейского авангарда — в частности де-стиля. В книге рассматривается, как посредством покупки, экспонирования и популяризации они повлияли на его утверждение, сохранение и плодотворное развитие. Книга не только проливает свет на часто невидимую и недооцениваемую фигуру коллекционера/арт-дилера, но и позволяет лучше понять де-стиль и посмотреть на него с самых разных сторон.