«Удиви меня!» — легенда гласит, что именно с таким призывом Сергей Дягилев обратился к Жану Кокто, художнику одного из спектаклей, запланированных в антрепризе «Русских сезонов». В будущем плодовитый французский деятель искусств (художник, писатель, драматург, режиссер), Кокто был одержим великим русским импресарио, чьи постановки в Париже и мире с трепетом ждали, с пылом обсуждали и на которые ориентировались, пытаясь то ли подражать, то ли ступить на столь желанную творческую дорогу. Дягилев повлиял на облик искусства бурного XX столетия, открыл вереницу талантливых артистов и дал ход культовым произведениям, которые мы обсуждаем и осмысляем по сей день. И в этом ценность деятельности Дягилева — будучи законодателем мод, он, тем не менее, был причастен к созданию вещей вневременных, эхо которых мы слышим до сих пор, в том числе, в современных работах на фестивале «Дягилев. P.S.». Мы собрали шесть книг, которые помогут погрузиться в контекст истории фестиваля (с точки зрения самой фигуры Сергея Дягилева) и уловить для себя нужные мотивы показанного непосредственно сейчас, потому что Дягилев — это всегда про «здесь и сейчас».
Шенг Схейен «Сергей Дягилев. “Русские сезоны” навсегда»
Книга историка искусств Шенга Схейена — наиболее полное исследование жизни Дягилева, объединившее в себе самые разные источники о «Серже»: его собственные воспоминания, корреспонденцию, комментарии близкого круга людей, фотографии и искусствоведческие вырезки. Все это создает цельный и детальный портрет Дягилева, дающий возможность составить представление и о личной стороне импресарио, и о тех декорациях искусства XX века, которые он самолично выстроил. Но по страницам книги Схейена проходит еще одна очень любопытная нить: Дягилев, человек в своих мечтаниях непостоянный, в юности хотел стать то композитором, то певцом, то критиком — в итоге, можно сказать, что стал понемногу всем и сразу.
Купить книгу
Сергей Лифарь «Дягилев и с Дягилевым»
Более личный взгляд на жизнь Сергея Дягилева даст книга «Дягилев и с Дягилевым». Сергей Лифарь, автор этой книги, — хореограф, танцовщик и исследователь балетного искусства; наиболее важно отметить, что долгое время он был танцовщиком труппы «Русских сезонов» и соратником Дягилева. В этом и главная особенность этой книги, которая поделена на две части: биографическую и, собственно, состоящую из воспоминаний. В первой Лифарь с позиции исследователя балетного театра выстраивает вполне строгую биографическую конструкцию, которая то и дело рискует разойтись по швам от большого количества деталей, которые просачиваются сквозь вехи жизни, что говорит, что жизнь эта была многоликой и необыкновенной. А во второй Лифарь уже не сдерживает себя научными устоями и дает волю памяти, представляя шестилетний период, проведенный подле Дягилева, как сгусток творчества, нервов, открытий, споров и примирений — как нечто, что даже после трагического конца ценишь все оставшиеся годы.
Купить книгу
Наталия Чернышева-Мельник «Сергей Дягилев — редактор, публицист и критик»
Помимо театральных опытов, Дягилев занимался деятельностью просветительской, причем к ней он пришел даже раньше, параллельно с организацией выставок изобразительного искусства. Он был учредителем и редактором журналов, изучал историю искусств и собирал художественные кружки — самым известным результатом его деятельности на этом поприще стал журнал «Мир искусств», ставший важным явлением русской критической мысли рубежа веков. В материалах тех лет можно уловить нотки тех взглядов и принципов Дягилева, которые спустя небольшое количество лет приведут его к созданию «Русских сезонов» и революции в мире искусства уже без кавычек. Об этой не самой сейчас интерпретируемой стороне можно узнать в монографии Наталии Чернышевой-Мельник.
Купить книгу
Помимо жажды удивлять и быть удивленным, Дягилев был современным, даже если и использовал для постановок своей антрепризы классический русский балет и сюжеты старины — все дело в том, в каком виде это было преподнесено. Свидетелям этих событий не сразу удавалось оценить новаторство и значимость происходящего, поэтому премьеры Дягилева всегда вызывали шквал противоположных мнений и эмоций. Смелость и открытость новым формам искусства перенял на себя и фестиваль «Дягилев P.S.», поэтому в качестве теоретического дополнения просмотренному хотим немного рассказать о книгах, которые помогают воспринимать современное искусство без шор и купюр.
Сьюзен Сонтаг «Против интерпретации»
Главным элементом данного сборника является одноименное эссе, ставшее со временем культовым, в котором Сонтаг вводит понятие «интерпретации» как особого отношения к искусству, но призывает освободиться от рациональных интерпретационных оков и заострить именно чувственное восприятие к творчеству и жизни: «Мы должны научиться видеть больше, слышать больше, ощущать больше». В остальных эссе сборника Сонтаг также поддерживает тон переосмысления и предлагает новый подход к восприятию искусства: зритель является полноправным создателем смыслов, а деления на высокое, доступное только избранным, и низкое, считающееся массовым, больше нет.
Купить книгу
Андре Лепеки «Исчерпывая танец. Перфоманс и политика движения»
В своей книге Андре Лепеки, куратор, исследователь и историк перформативных практик, исследует контексты современной хореографии и представляет ее как радикальное высказывание о мире и человеке и зону продуктивного конфликта, в котором движения становятся и предметом спора, и ответом на эстетические, экономические, политические, кинетические и перфомативные аспекты, что в себе несут. Такая замкнутая и усложненная система требует должного теоретического подхода — Лепеки формирует его как через тенденции современного танца вроде «замедленной онтологии», танца спотыкания или танца меланхолии, так и через персон, выражающих эти категории в своем творчестве (Жером Бёль, Уильям Поуп Эл, Триша Браун и многие другие). Все это позволяет смотреть и чувствовать хореографию как постоянное перетекание вопросов в ответы и обратно — как двигательную и эстетическую блажь нашего времени.
Купить книгу
«Theatrum Mundi. Подвижный лексикон»
Аксиома «мир как театр» проходит через весь сборник статей, посвященных различных формам современного театра, — оно же вынесено и в название. Но это не просто материалы о тех или иных гранях театрального мира (перечисление коих могло бы занять несколько абзацев), но способность объяснить грани реального мира с помощью театральных материалов — таков был зачин московской лаборатории исследования театральных практик «Theatrum Mundi», своеобразным итогом деятельности которой и стал данный сборник. Все это помогает наблюдать за театральными представлениями, будь то классическая постановка или упругий в непредсказуемости перфоманс, как за явлениями современности, сложными, но доступными осмыслению. К этому и ведет «Theatrum Mundi. Подвижный лексикон» — статьи Ирины Сироткиной, Павла Арсеньева, Олега Аронсона и многих других авторитетных исследователей тетра позволяют постичь многообразие театра и мира — и мира как театра.
Купить книгу