В «Редакции Елены Шубиной» вышла книга избранной прозы Лидии Корнеевны Чуковской. В нее включены повести «Софья Петровна», «Спуск под воду» и «Прочерк». Рассказываем об этих и других произведениях писательницы, которые можно найти на наших полках.
Лидия Чуковская, дочь поэта, писателя, критика и исследователя литературы Корнея Ивановича Чуковского, родилась в 1907 году и своими глазами видела закат Серебряного века. Она росла на даче в Куоккале, где по соседству жил Илья Ефимович Репин (позже Куоккалу переименовали в его честь), где постоянно бывали писатели, поэты, художники, которых мы сейчас считаем классиками. Много лет спустя Лидия Корнеевна напишет об этом книгу «Памяти детства» (одну из самых любимых книг «Подписных»!), в которой расскажет, как у них дома было принято читать стихи, каким отец был весельчаком и затейником и как чуть не угробил детей во время шторма на заливе — и все равно был самым любимым.
Чуковская много лет работала литературным редактором. По ее мнению, самая важная задача редактора — помочь писателю воплотить свой замысел. Поэтому подходить к тексту нельзя механически, нужно постоянно учиться и развивать читательские слух и зрение. Свои взгляды на редактуру она изложила в книге «В лаборатории редактора», в финале которой она рассказывает об идеальном редакции — «Детиздате» («Детгизе») эпохи Маршака, где она сформировалась как профессионал. В то время, многие из писателей того самого «ДетГиза» были запрещены и не переиздавались — этой главой Чуковская почтила их память и рассказала о них и коллегам, и широкой публике.
Трагедию «ДетГиза» для Лидии Корнеевны заслонило личное горе: ее второй муж, физик-теоретик Матвей Бронштейн (написавший книгу для детей «Солнечное вещество») был репрессирован, Чуковская сама чудом избежала ареста. Пытаясь выяснить, что с ним произошло, можно ли что-то сделать, она пришла к Анне Андреевне Ахматовой, которой вроде как удалось посодействовать освобождению сына — Льва Гумилева. Так началась многолетняя, сложная дружба: Лидия Корнеевна всю жизнь вела дневники, обладала невероятной памятью и каждую встречу с Ахматовой описывала на их страницах. После смерти поэта Чуковская собрала эти записи — получились трехтомные «Записки об Анне Ахматовой», которые и сейчас являются исключительно ценным источником сведений о жизни, творчестве, привычках и причудах Анны Андреевны.
Арест и гибель Бронштейна перевернули жизнь Чуковской. Она будет делать все возможное, чтобы открыть правду о репрессиях, а затем и сохранить память о них, будет словом и делом помогать тем, кого будет преследовать государство. Она будет помогать Солженицыну, когда его начнут преследовать после публикации «Одного дня из жизни Ивана Денисовича», помогать Бродскому, когда его сошлют в Норинскую за тунеядство, поддержит Пастернака, когда его будут травить за Нобелевскую премию, поддержит Синявского и Даниэля, напишет гневное письмо Шолохову — за это ее исключат из Союза Писателей (она напишет об этом в «Процессе исключения») и не будут переиздавать. Она стойко это перенесет и умрет только в 1996 году, в совсем другую эпоху, когда ее книги будут очень нужны читателям.
И конечно, она найдет в себе смелость написать о самом страшном времени, о муже и о себе. Эти три истории и составляют только что вышедшую книгу. «Софья Петровна», написанная, как и «Реквием» Ахматовой, «там и тогда», рассказывает, как сознание обычной советской женщины меняется в тот момент, когда арестовывают ее сына. В «Прочерке» Чуковская пишет о том, как ей не удавалось напечатать «Софью Петровну» и как не удавалось рассказать правду о муже в условиях советской системы, даже в короткий момент оттепели. Но самая душераздирающая в этой книге — повесть «Спуск под воду», автобиографическая, где героиня, впервые за много лет оказывается наедине со своими мыслями в писательском санатории – и пытается понять, что на самом деле случилось с ее мужем и что за эти годы произошло с ней. Все это – на фоне последних сталинских лет, когда после короткого перерыва, затеваются новые страшные дела.
***
Кстати, совсем недавно в издательстве «Азбука» вышли дневники Корнея Ивановича Чуковского (том 1 и том 2), которые представляют особую ценность для современных читателей как острое и жесткое свидетельство XX века. Обязательно обратите на них внимание, если любите книгу «Памяти детства» так же сильно, как мы.