Магазин подписных изданий работал и в войну, и в блокаду.
В наших архивах мы нашли папку «Материалы к 60-летию книжной торговли в г. Ленинграде».
А в ней — статья «"Простая история"– по следам писем» из газеты «Правда» от 26. 03. 67,
где корреспондент Новоплянский. рассказывает о Валентине Выдерко.
Мы приводим здесь ее полный текст.
«Позвольте, до книжных ли было в дни блокады? В дни, когда люди, голодные, замерзающие, растапливали книгами «буржуйки», когда меняли книги на стакан крупы или кусок хлеба…
Оказывается, в полуистерзанном блокадном городе магазины КОГИза были открыты. И там можно было рыться в книгах, покупать книги. И фронтовики из ближних окопов, попав на Невский, конечно же, заходили в магазин, словно прикасаясь к духовному миру родного города.
Перепоясанная двумя платками невысокая женщина знала многих посетителей по имени отчеству — это были подписчики, заядлые книголюбы, которым и тогда один только вид книги доставлял наслаждение.
Семь предвоенных лет была Валентина Ивановна Выдерко продавцом сектора подписных изданий. С началом войны многие кадровые подписчики ушли на фронт, матери с детьми эвакуировались. Выдерко, женщина одинокая, как-то совершенно естественно осталась у книг, у картотеки...
Когда участились бомбежки, Валентина Ивановна стала ночевать в магазине: вдруг что случиться — лучше быть на месте. Одной боязно — она позвала сестру Зинаиду, работницу тюлевой фабрики. Сестры спали на полу возле прилавка. Каждый ящик с карточками перевязали на всякий случай веревкой. Утром взорвавшаяся бомба вышибла двери. Пока ремонтная бригада чинила стену, торговля шла как обычно…
В жестокую блокадную пору книжный рынок был беден, и продавцы нередко звонили друг другу:
— У тебя Лермонтов остался?
— Мне сегодня заказали «Овод», помоги достать!
Нет, ничего особенного не совершала Валентина Ивановна Выдерко. Она жила, как все: стояла в долгой очереди за своими 125 гр. хлеба, таскала из проруби воду, варила суп из заготовленного переплетчиками клея. И работала как все: по утрам добрых два часа ходила пешком с Петроградской стороны, чтобы вовремя открыть некогда стеклянные, а теперь забитые досками двери магазина, снять самодельную ставню, встретить покупателей, которыми откровенно гордилась.
Днем 3 сентября 1943 года в магазин ударил снаряд. Я отыскал бывшего фронтовика майора Сергея Наумова — он находился тогда возле книжного прилавка и взрывом был ранен. Со страшным грохотом, рассказывает Наумов, снаряд пробил выходящую на Невский стену, магазин наполнился густым черным дымом, встроенные шкафы вырвались из стен, обрушились книги, штукатурка. Валентину Ивановну оглушило, засыпало, но к счастью, не ранило…
Однажды пришли в магазин два красноармейца, положили на прилавок хлеб и банку консервов:
— Это вам, Валентина Ивановна.
Продавец поблагодарила давних своих подписчиков и хлеб тут же съела. (…)
Д. Новоплянский.
(Корреспондент «Правды»)
г. Ленинград.
Тогда наш магазин, магазин подписных изданий располагался на Невском, 30.
К сожалению, у нас не сохранилось фотографий Валентины Ивановны.
Но мы восхищаемся ее смелостью.
И для всех нас её история – это не только про чувство долга и ответственность, но и про всепоглощающую любовь к книгам.